Pitfall
В нынешнее время подросток, получив современную приставку в подарок от родителей, не задумывается, откуда получила идею его любимая серия, скажем, например, TombRaider’a. Прогресс не стоит на месте, и умные разработчики придумали эти шедевры - вероятнее всего предположит тинэйджер. Но пословица «всё новое - это хорошо забытое старое» придумана неспроста, и отмотав назад всего каких-то 20 лет, мы можем воочию посмотреть на родоначальника жанра adventure-platformer – игру Pitfall.
Наша история начинается ещё задолго до выхода самой лучшей приставки на свете – Супер Нинтендо; если быть точным, в 1982году, когда малоизвестная компания Activision, подарившая впоследствии миру серию Тони Хоука, выпустила игру Pitfall для Атари2600. Игра была, при всём уважении к тому времени, крайне убога и её цель сводилась к тому, чтобы просто пробежать экран, выполнив пару прыжков или нажав на пару стрелок. Но это было начало ... начало серии Pitfall, о которой сегодня и пойдёт речь. Сказать честно, первое моё впечатление после запуска этой игры и первой смерти через 10 секунд игрового процесса было не очень хорошее. Как может быть интересна игра, в которой начинаешь погибать на первых же локациях, даже толком не ознакомившись с управлением? Ответ на этот вопрос начинается со следующего абзаца нашего очередного обзора…
Сюжет игры кажется довольно простым, при этом он весьма продуманный и логичный. Отец и сын (Гарри старший и Гарри младший) отправляются искать разрушенный город племени Майя со всеми его сокровищами. Старший Гарри уже искал сокровища в предыдущих частях и делал это весьма успешно, но в этот раз, видимо рассчитывая на очень богатый улов, он прихватил с собой и сына. Сокровища были найдены, но как только младший Гарри приблизился к одной из статуй, отец внезапно исчез. На его поиски и отправляется наш герой, захватив подручные средства, которые были разбросаны рядом. А средства обороны будут весьма кстати, ведь нам противостоят все лесные обитатели, резко ставшие враждебными к юному искателю приключений.
Вид в игре, как и в почти всех платформерах, представлен сбоку, нам доступна часть локации, при прохождении которой нам открывается следующая часть. В борьбе с различными врагами Гарри использует три вида ударов, вынесенных на разные кнопки джойстика. Удар ремнём бесполезен против стреляющих и прыгающих животных-чудищ, но отлично подходит для ближнего боя. Бросок камнями (в простонародье праща) можно использовать против всех типов противников, но количество «боеприпасов» ограничено. Ну и последний удар – бросок динамита, имеет огромную мощность, но очень редко попадается на локациях. А если попадается, то, как правило, в скрытых от глаза закоулках уровня. Отдельно расскажу о секретах, коих в игре огромное множество и это не преувеличение. Помимо различных денежных призов разного достоинства на некоторых этапах спрятаны отдельные буквы из слова Pitfall. А спрятаны они так, что некоторые уровни приходится перепроходить по 10 раз, чтобы найти секретный лаз, проход или локацию с заветной литерой. В игре несколько концовок, нужно ли говорить, что самая полная откроется только при нахождении всех букв. Но и это ещё не всё, разработчики из Activision решили наградить искателей секретов и встроили в игру кусок из самой первой версии для Атари 2600, нам нужно только найти дыру в пространстве, и игра сразу запустится в другом виде. О таких мелочах, как секретные комнаты с загадками и проходы через весь уровень, я молчу. Поиск секретов в игре занимает даже больше времени, чем её простое прохождение, которое, к слову, тоже окажется весьма нелёгким из-за большой сложности игры.
Версия для Супер Нинтендо была очень высоко оценена различными игровыми рецензентами. Например, mobigames, известный своими критичными рецензиями, поставил игре 78 баллов из 100, а это довольно хороший показатель. Однообразие и примитивность уровней в первых версиях Pitfall для Atari и Commodore были полностью убраны и переделаны разработчиками в версии для SNES. Совершенно разные локации, такие как: пустыня, джунгли, заброшенная шахта, водопад, прямое тому подтверждение. Отдельно скажу про анимацию героя, которая, на мой взгляд, очень продумана. Например, спускаясь по канату, причёска Гарри меняется в зависимости от направления ветра, или при касании скользкой поверхности Гарри теряет равновесие. Казалось бы, кому интересны такие мелочи, но ведь именно из них строится мнение о визуальной части, да и вообще об игре в целом.
Подводя итог, скажу честно, игра меня затянула и потеря жизней буквально «на каждом шагу» уже не отталкивали, а наоборот только давали мотивацию на новую переигровку. Отсутствие паролей, сильно усложняет прохождение, но стоит относиться к этому как к фишке игры. Попробуйте и Вы найти все сокровища Майя и отыскать пропавшего отца.