Worms
Экшн, драйв, графика – эти описания часто фигурировали в играх на Супер Нинтендо, но сегодня речь пойдёт об игре, которой дать хоть бы один термин из списка крайне сложно. Но мы можем смело заявить – геймплей, заложенный разработчикам, не оставит равнодушным никого. Занавес поднимается, и мы видим…. Червей ?!? Да, да, игра, ставшая героем сегодняшнего обзора, носит название «Черви», или более привычное - “Worms”.
Тем, кто по каким-либо немыслимым причинам не знаком с серией, можно рассказать о сюжете. Группа агрессивно настроенных червей ведёт гангстерскую разборку с другим таким же агрессивным формированием. Как и положено хорошей заварушке, в ход идут все подручные средства, оружие и различные навыки червей, как боевые, так и философские. Разборки ведутся на ряде карт, представляющих из себя больше красивые пейзажи, нежели место для перестрелки между оппонентами. Общая картина кажется весьма забавной и непринуждённой, если не сказать комичной, частично напоминая игру Cannon Fodder, где основная идея «убить отряд» обыграна через кучу нелепых шуток и харизму главных героев. Но стоит первому червячку запустить отнюдь не игрушечный выстрел из ракетницы, как всё становится сразу серьёзным, и время шуток ненадолго отходит на второй, а то и третий план.
На чём основывались разработчики из Team17, выпуская игру, остаётся загадкой. Лично у меня Worms вызывают чувство ностальгии по старой компьютерной игре Scorched Earth (Scorch в простонародье), и я воспринимаю «червей» как некое продолжение той замечательной игры. Так или иначе, но слава у Worms была и есть в разы больше чем у Scorch; игру портировали на всё, что можно, и выпускали огромное количество продолжений, даже в 3д (но на наш субъективный взгляд, истинные черви только в 2д). Версия на Супер Нинтендо - это ни что иное, как порт, выпущенный в 1996 году и не пользовавшийся большой популярностью из-за более сильных портов на другие платформы (на ту же PlayStation порт Worms выглядит в разы лучше). На Снес игра была выпущена только в Европе и в довольно скромном количестве копий.
Как мы говорили в самом начале, главный плюс игры – её атмосфера и геймплей. Звук, графика и остальные критерии оценки тут далеко вторичны. В распоряжении игрока отряд червей, каждый из которых имеет громадный арсенал средств атаки. Но не стоит забывать, что противник (искусственный интеллект или человек-напарник) имеет тоже самое, и на первый план выходит искусство вести бой. Помимо типичных автоматов, пистолетов, рпг и прочих «бабахалок» черви имеют и более экзотические средства атаки (верёвка, динамит), но и это не всё: черви могут сверлить, грызть, толкать и бить всё, что подвернётся под руку. Зачастую куда выгоднее столкнуть врага в неудобный кратер, чем сделать попытку выстрела. Жизней у каждого героя довольно много и даже точно попадание отнимет, в лучшем случае, половину жизней. Прибавьте сюда различные погодные условия, такие как ветер и надобность рассчитывать силу выстрела. В пылу схватки, третья сила сбрасывает дополнительные ящики со спец/ ударами и патронами. Правило просто - кто первый успел, того и провизия. В общем, искусство войны и ведения боя тут на первом месте, стратеги и любители сложных многоходовых комбинаций будут в восторге.
Что-то ещё выделить в серии Worms, наверное, можно, но это точно не будет фишкой игры или сильной её стороной. Вся прелесть именно в стратегии и тактики ведения боя, а если это для вас уже легко, попробуйте повоевать в неравных составах. Это намного сложнее, чем кажется, безжалостный random может поставить игрока вплотную с оппонентом и дать первый ход врагу, продолжать не буду, выживет червячёк или нет решит случай или что-то (кто-то) ещё.